poiupredatel

Listens: Сорок тысяч способов подохнуть

Category:

Слишком близкое будущее

Рассуждать о путях развития науки и техники – одно из любимых моих занятий. Но обычно я слишком ленив, чтобы систематизировать и расписывать свои взгляды. Но если оттолкнуться от уже высказанных мыслей, это совсем другое дело. Да и вообще, критиковать всегда проще.  Итак, в интернете снова кто-то не прав, поехали. 

 Вот этот пост caurug-а находится вполне в русле современных представлений о будущем. В комическом виде про это можно узнать у Фиксика-папуса, впрочем его воззрения я уже разбирал. В  более академическом стиле, про это пишет beskarss217891. В ура-патриотическом – Фрицморген. Как несложно догадаться, лично я со всем этим категорический не согласен. 


Несмотря на то, что информация, причем фактически любая, доступна нынче как никогда, а уровень образования, вроде бы, достаточно высок, чтобы этой информацией грамотно воспользоваться, многие граждане не слишком хорошо понимают, в какое время мы живем, какие процессы происходят, и к чему это все, с высокой долей вероятности, приведет.

Ну да, я тоже люблю сокрушаться о том, что люди имея казалось бы все возможности остаются в удручающем невежестве. Но ещё я помню слова моего препода по информатике - избыток информации так же вреден как её недостаток. В наше время эти слова верны как никогда раньше. Даже читая научно популярную статью в серьёзном издании нет гарантии, что не нарвешься на полуграмотный пересказ обрывка иностранной бульварной газеты. Любые новости науки и техники уже давно превратились в убойный коктейль «ура-патриотизма» (как нашего так и -ксено), «всепропальчества» и банальных рекламных агиток от молодых и амбициозных стартапов. Да, да, оказывается перекосы экономической политики привели к тому, что основное внимание уделяется не производящим товар и совершающим открытия. Самое главное – хорошее впечатление среди инвесторов, обещание перспектив и рост капитализации с ценами акций. Как я уже говорил, любой обзор, отчёт и презентация превращается в большой рекламный ролик - честные ходят по грани недомолвок,  умолчаний и преувеличений, остальные рисуют красивые ролики и обещают вообще всё что угодно вплоть до полёта на Марс. Поэтому главная печаль не в том, что многие не понимают в какое время мы живём, некоторые имеют иллюзию понимания, основанную исключительно на информационном шуме.


1. Робототехника. На сегодняшний день есть все необходимые силы и средства, для внедрения роботизированных средств автоматизации различных процессов не только на производствах крупных предприятий (где они, собственно, благополучно работают уже более 10 лет), но и, что называется, в повседневной жизни. Автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, судоходство, авиация (как раз по порядку ввода в строй). Все это будет либо совершенно без участия человека (автомобили), либо с минимальным его участием (все остальное) уже на глазах нашего поколения.

Роботы, кругом одни роботы. И автопилоты, что самое страшное.  Правда, если не считать забавных поделок от бостон динамикс (которые кстати наверное как раз около десяти лет показывают примерно одинаковый набор трюков) обычные промышленные роботы мало чем отличаются от своих дедушек семидесятых годов выпуска. Точнее, мало чем отличаются по материалам, механике, функционалу и габаритам. И только  электроника с  датчиками стали дешевле и доступнее, что и создаёт иллюзию бурного развития. А насчёт самодвижущихся тележек с колёсами, рельсами, винтами и даже крыльями, то автопилот штука хорошая. Вот только разработали его в 1912 году, а использование в авиации началось с тридцатых. Собственно, что нужно делать когда хочешь попасть из точки А в точку Б в большом, пустом и тщательно организованном пространстве знали уже тогда, что делать чтобы попасть из точки А в точку Б в условиях препятствий и людей не знают и сейчас. И если учесть что этой проблеме уже больше сотни лет (а пилоты в авиации не вымерли как класс несмотря на то что автопилот у них РЕАЛЬНО есть и очень давно), как-то слабо верится во все эти обещания «вот сейчас», «вот чуточку», «ещё пять лет». Особенно с учётом вездесущих преувеличений. Но пока, решения множества важных проблем, типа надёжности алгоритмов (а если это будут нейросети то понятие надёжность будет особенно забавным), поведения в нештатных ситуациях, готовности инфраструктуры, даже не анонсируется.


2. Промышленные фабрикаторы. Нет, речь не идет о утопичных историях, на манер "Цветка камнеломки", нравится это кому-то, или нет. Речь о значительно более прозаичной и приземленной сфере. Конкретно - о строительстве. Опять таки, на глазах нашего поколения, они перейдут из разряда опытных образцов (которые опять таки уже неоднократно мелькали в новостях)в унылую реальность.

Ну что сказать, про печать домов на аналоге 3д принтера я слышал.  Если учесть, что представления о победе малоэтажной застройки это очень смелая мысль (это я деликатно) и что большая часть работ всё равно приходится на отделку, коммуникации и прочие не сводимые к «поставь бетонный кубик» действия, то очередное смелое предсказание заметно бледнеет и уползает в свою скромную и узкую нишу, как и все другие смелые предсказания. 


3. Связь. Пресловутый 5G, который даст скорость на уровне отличных проводных сетей, время отклика, которое позволяет вообще не заморачиваться с удаленностью субъекта управления и наполненность по одновременным подключениям на единицу площади, которую даже теоретически не создашь IRL.

Вот в связи я не разбираюсь (а вы уже подумали что я по всем вопросам эксперт?)), так что ограничусь парой вопросов. 5G, как и в принципе любой другой метод может обеспечить достаточную надёжность от прерываний (а именно это и будет основной проблемой при управлении в реальном времени)? А вот прямо сейчас существует отрасль, в которой узким местом была бы скорость передачи данных?


Требования к уровню образования работающего человека вырастут кратно.

Усредненный рабочий в середине 19го века мог обучиться специальности за месяцы (а то и меньше), базовыми знаниями мог обладать минимальными и на протяжении всей жизни мог больше не изучать ничего.

Усредненный рабочий в середине века 20го, учился год-два и таки должен был повышать квалификацию.

К середине 21го века, средняя школа будет по прежнему необходимым, но совершенно недостаточным даже для получения рабочей специальности, условием. Обучаться придется постоянно, непрерывно и достаточно длительное выпадение из процесса будет приводить к безвозвратному откату вниз по профессиональной и карьерной лестнице.

2. Образование как таковое, в существующем виде, будет вынуждено подстроиться под сложившиеся условия - кому нужен аттестат или диплом, который не дает даже тени шанса на получение хоть какой-то работы. Образовательным структурам придется давать значительно более узкую квалификацию начиная буквально со средних классов школы, не говоря уже о более высоких ступенях.

3. Действительно низкоквалифицированные специальности либо пропадут вовсе, либо значительно уменьшат занимаемый ареал.


Образование. Всем нужно образование. И чем дальше тем это самое образование глубже, сильнее и интенсивнее. Современные профессии, особенно программисты требуют постоянного обучения. Правда? Меня просто убивает этот нелепый миф. Поэтому остановлюсь подробнее.

Caurug, умный человек с разносторонними интересами и широким кругозором. Но как-то не похоже, что он вникал в быт рабочих 19 века хотя бы на уровне чтения Гиляровского (который про это почти ничего не писал, кстати). А вот на что это похоже, так это на достраивание недостающих фактов с помощью теории, а потом обоснование этой самой теорией фактами которые «предположены» в соответствии с ней. Впрочем, по этому предположению всегда рад ошибиться. А пока, давайте посмотрим, что было в реальности.

Начнём с седой древности. Следуя логике автора, в те времена глупые предки могли понять свою несложную работу за пару дней.

В средневековом Лондоне портные брали учеников на 7-14 лет, ювелиры — на 9-14 лет, мастера гильдии пирожников и торговцев рыбой — на 10-12 лет. 

Посмотрим на пресловутый 19 век. Пару месяцев говорите?

Со временем решение проблем начальной профессиональной подготовки все больше возлагалось на специальные (профессиональные) классы и дополнительные курсы при общеобразовательных учебных заведениях (уездных училищах). Создаваемые классы и курсы были различных направлений: промышленные, коммерческие, сельскохозяйственные и мореходные.    

По сравнению с соответствующими классами и курсами при гимназиях они отличались значительно меньшей глубиной теоретической подготовки. 

В 1833 году Тимофей Прохоров открыл Техническое училище. Срок обучения здесь составлял 5 лет. 

Только в 1820-х гг. появились специальные сельскохозяйственные учебные заведения. Они готовили специалистов по агрономии, животноводству, землемерию, садоводству, виноделию. Курс обучения в учебных заведениях этого рода колебался от четырех до пяти лет, в число учеников принимались лица, окончившие уездные училища. 

В Москве с 1804 г. действовало Московское коммерческое училище, работавшее на средства купечества. ……. Был установлен срок обучения - восемь лет, который делился на четыре класса. 

Середина 20 века. Нужно давать ссылки на программу и сроки обучения в ПТУ, чтобы понять что это нифига не год и даже не два? 

Кстати, недавно я цитировал одного титулованного корейца: «В процессе экономического развития все больше знаний находят свою реализацию в машинах. Это значит, что в экономике в целом производительность возрастает, хотя отдельные рабочие меньше своих предшественников разбираются в том, что они делают. Самый яркий пример: большинству продавцов в богатых странах даже не надо уметь складывать цифры — умение, которое было категорически необходимо их предшественникам. Сегодня все это проделывают сканеры штрих-кода. Еще один пример: кузнецы в бедных странах, наверное, больше знают о свойствах металла применительно к изготовлению инструментов, чем сотрудники компании Бош или Блэк энд Декер.»

Как-то не видно тенденции к исчезновению малоквалифицированного труда. Ах, да, его заменит автоматизация. Вот как в этом посте например 

В общем, реальность гораздо сложнее, чем любые модные теории. Во первых, и люди и профессии разные. И в 19 веке существовали профессии с единственной обязанностью -  крутить ворот привода, и в двадцатом веке было полно работ «подай-принеси». И сейчас, на обычного продавца, работника Макдональдса или мерчендайзера можно обучиться за пару недель. А на оператора станка с ЧПУ есть вакансии «со средним образованием без опыта работы, обучение на месте».  Во вторых обучение тоже может быть разное. Со временем меняется всё, от правил ПДД до формы заполнения документов на груз. Так что любой водитель, кладовщик, бухгалтер с полным правом могут заявить что «учатся всю жизнь». Правда чистое время этой «учёбы» может быть равно десяти минутам раз в полугодие. Но, если честно, при желании даже конструктор может тратить на обучение сравнимое количество времени, запомнил расположение кнопочек в новой версии программы, пару новых марок  оборудования и всё, душа спокойна. Ну и в третьих, всегда можно закопаться в  детали. Кого считать «усреднённым рабочим» тогда и сейчас, что такое «обучение», какие предметы считать нужными а какие нет, как влияет методика на усваиваемость знаний, и как эти методики менялись со временем. В общем количество уточнений может быть любым, собственно по этому их можно использовать только чтобы заболтать тему в пылу спора.


ЧСХ это все еще цветочки. В чуть более дальней перспективе, вся эта солянка увенчается неминуемой технократией повсеместно, потому как социальные институты в этом "новом прекрасном мире", последуют за техническим прогрессом.

Собственно, через пару поколений оно может повернуться по всякому, но с большой долей вероятности, социальное расслоение прошлых эпох, лет через 50-100 будет, скорее всего, казаться таки марципанчиком. Что абсолютно точно, в таком случае, никакие "низы не могут" уже абсолютно точно не приведут ни к какой революции, поскольку речь будет идти по сути о двух разных цивилизациях. Аристократы-технократы и условные дикари, которым никогда не светит.

Да, кстати, про социальные лифты, при таком раскладе, точно так же забудьте.

Технократия-расслоение. Расслоение-технократия. Нет, не пугает. У христиан свобода воли это такой же основополагающий принцип как законы Ньютона. Впрочем, и без обращения к сверхъестественному  история даёт кучу примеров, что жёсткая система с полным расслоением невозможна так же как вечный двигатель.  Вот была Индия с кастами. Реально воины могли только воевать (и всю жизнь это и делали, и только этому учились), торговцы торговали, крестьяне работали и далее по тексту. Ну и где они все теперь? Там же где и доблестные рыцари-феодалы с рождения обученные драться и командовать над чернью с детства приученной подчиняться. И у меня такое чувство, что любые попытки создать «вечные» династии хоть обучением избранных, хоть оглуплением остальных, хоть киберимплантацией и трансгуманизмом закончатся так же плачевно как и остальные.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.